Иркутский областной театр юного зрителя имени драматурга Александра Вампилова ведёт отсчёт своей истории с января 1928 года. Именно тогда был создан предшественник сегодняшнего ТЮЗа – ТРАМ (Театр рабочей молодёжи). После тяжелой рабочей смены молодые комсомольцы-активисты, участники кружков художественной самодеятельности Маратовского рабочего клуба, собирались на репетиции в аллеях парка Парижской коммуны, в помещении крайкома комсомола.
Первая постановка самодеятельных артистов – «Бузливая когорта» Ивана Скоринко. Её осуществил в 1929 году профессиональный режиссер Г. В. Брауэр, специально приглашенный из Москвы.
В 1929 году коллектив ТРАМа уже гастролировал по городам и посёлкам Восточной Сибири. Тогда же в репертуаре театра появилась русская и зарубежная классика: «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Лекарь поневоле» Ж. Мольера, «Свои люди сочтёмся» А. Островского.
В 1931 году общественность признала молодой театр профессиональным. В те далёкие годы был заложен фундамент профессиональной труппы, мастеров сцены, властителей дум и чувств нескольких поколений иркутян.
Золотыми буквами вписаны в историю театра первые артисты, его основатели: Петр Лавров, Васса Климанова, Надежда Кушникова, Таисия Козлитина, Владимир Шестерников, Николай Евтюхов, Иннокентий Коршунов и многие другие.
В первые годы существования театра был создан оркестр под управлением Павла Гоголева, бессменного дирижера и композитора ТРАМа-ТЮЗа (1933-1971 гг.).
В 1934 году театр получил постоянное помещение (ул. Ленина, 13), которое принадлежит ему и доныне, но требует реставрации. ТЮЗ временно работает в другом здании (ул. Ленина, 23).
В 1937 году ТРАМ стал ТЮЗом. В труппе было 42 человека.
С театром работало множество художников, из которых можно выделить Александра Якимчука и Юрия Суракевича.
Незабываемый след в истории ТЮЗа оставили режиссёры Семён Казимировский, Эверт Корсаков, Лев Титов, Вячеслав Кокорин. Всего же их было, включая мастеров, приглашавшихся на постановки, около ста.
В 30-е годы сложился крепкий и плодотворный творческий союз театра и драматурга Павла Маляревского. Театр осуществил в разные годы постановки многих его пьес: «Конёк-Горбунок», «Кот в сапогах», «Меч Китая», «Репка», «Счастье», «Не в бровь, а в глаз» (Басни дедушки Крылова), «Чудесный клад», «Падение острова Блютенбайль», «Не твое, не мое, а наше», а также новогодние представления – «Елка», «Новогодний сон».
Огромен и разнообразен репертуар ТЮЗа. Для каждого нового зрительского поколения ставились и возобновлялись «Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Аленький цветочек» и «Золотой ключик». Постоянно были в работе и образы классической подростковой романтики: «Три мушкетёра», «Овод», «Робин Гуд», «Граф Монте-Кристо». Не сходила со сцены русская и зарубежная классика для взрослого зрителя.
Во все времена обращался театр к современной пьесе, эта традиция сохраняется и сегодня. В репертуаре театра, кроме Пушкина и Островского, Лермонтова и Чехова, идут спектакли по произведениям Владимира Гуркина (артист ТЮЗа в 1973-1975 гг.), Бориса Васильева, Михаила Рощина, Валентина Распутина, Александра Вампилова, имя которого носит театр. На каждом этапе истории театральному коллективу вампиловцев удаётся внести в работу что-то своё, незаемное.
Сегодня в труппе 35 артистов, из них одна народная артистка РФ Людмила Стрижова; шесть заслуженных: Валерий Елисеев, Галина Проценко, Людмила Почаева, Нина Олькова, Николай Кабаков, Владимир Привалов; один заслуженный работник культуры Республики Бурятия – Владимир Безродных, заслуженные работники культуры РФ Тамара Терпугова, Лина Иоффе, Сергей Маркидонов. Активны, талантливы ведущие мастера сцены Людмила Попкова, Олег Тупица, Михаил Ройзен, Елена Константинова. Руководит театром и сам ставит спектакли заслуженный работник культуры России Виктор Токарев.
В 2003 г. театр стал лауреатом I Международного театрального форума «Золотой Витязь» (Москва). Сегодня театр является дипломантом I, II, III, IV, V, фестивалей «Золотой Витязь», I и II Межрегиональных фестивалей для детей и подростков «Сибирский кот» и др.
Стремиться к постижению вершины человеческого духа – вот цель тех, кто работает в театре сегодня и кто придёт в него завтра и послезавтра.